Официальный киберспорт в России: Развитие или стагнация?


Киберспорт сейчас — это не просто турниры в подвалах старых компьютерных клубов или трансляции на 1000 человек. Киберспорт сейчас — это огромная индустрия, которая насчитывает сотни тысяч игроков по всему миру, миллионы фанатов и ещё больше людей, которые просто выбирают соревновательные дисциплины для своего удовольствия.




Киберспорт настолько глубоко стал проникать в нашу жизнь, что рано или поздно его должны были начать регулировать на государственном уровне.


В России киберспорт был признан официальным видом спорта ещё 25 июля 2001 года. Однако уже в 2006 году, после введения Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС), был исключён из этого списка из-за несоответствия требованиям к спортивным соревнованиям.


Борьба за возвращение киберспорту официального статуса в нашей стране хоть и велась некоторыми организациями, но была не слишком активной. Поэтому статус вернулся только 7 июня 2016 года, когда был опубликован приказ Министерства спорта о включении компьютерного спорта в реестр официальных видов спорта Российской Федерации.


С тех пор прошло почти пять лет. Настало время поговорить о том, сколько государство дало киберспорту за этот период, и как можно улучшить ситуацию, если её вообще можно улучшить.


ФКС России и турниры



Если мы говорим про киберспорт и участие в нём государства, то первым делом на ум, безусловно, приходит ФКС России. Но не стоит забывать, что это не государственная структура, а общественная организация, которая приказами Министерства спорта РФ уполномочена отвечать за развитие киберспорта на территории страны и проведение официальных мероприятий.


Список полномочий ФКС России только этим не ограничивается, но мы выделили самые важные направления для большинства зрителей и киберспортсменов. Разумеется, главным чемпионатом ФКС считается Чемпионат России по компьютерному спорту.


Данный чемпионат проходит каждый год, а на 2021-й были анонсированы турниры сразу по шести дисциплинам: боевая арена Dota 2, стратегия в реальном времени StarCraft II, спортивный симулятор NHL 21, файтинг Tekken 7, симулятор дрон-рейсинга DCL — The Game и соревновательная головоломка Clash Royale.


Конечно, наличие симулятора дрон-рейсинга и NHL 21, которые не очень популярны у нас в регионе, вызывает вопросы. Но не забывайте, что шутеры не являются у нас в стране официальной киберспортивной дисциплиной, поэтому выбор у ФКС, прямо скажем, был не очень большой. Да, можно было бы добавить еще одну MOBA, например League of Legends, но тогда это бы ударило по разнообразию дисциплин в соревновании. Поэтому претензии по поводу выбора игр для чемпионатов сейчас выглядят слабо.


Кстати, общий призовой фонд составит более 3,6 млн рублей. Это хорошая сумма для любительских и полупрофессиональных турниров. По части соревнований у ФКС есть ещё школьная лига, Кубок России и студенческая лига. Да, организация физически не может проводить турниры круглый год и для всех желающих, но текущее количество турниров и их уровень вполне себе неплохи и помогают развивать киберспорт в нашей стране. Да, к ФКС иногда возникают вопросы и даже крупные, но большая часть из них решается со временем, что вселяет оптимизм и заставляет надеяться на развитие киберспорта.


ЕКП и официальные разряды


Другая проблема в том, что помимо организации собственных турниров на ФКС России, например, лежит задача аккредитовывать другие турниры и добавлять их в ЕКП (Единый календарный план). Аккредитация необходима, если вы решили провести турнир и хотите, чтобы он считался официальным и мог получить поддержку от государства. Спортсмены, участвующие в состязаниях, внесённых в ЕКП, могут претендовать на получение реальных разрядов — «Кандидат в мастера спорта России», «Мастер спорта России» и другие, чуть менее почётные звания.


Давайте взглянем на ЕКП на 2021 год и узнаем, сколько интересных любительских соревнований пройдёт по киберспорту. Сможете ли лично вы пойти и попробовать получить свой спортивный разряд? Для чистоты эксперимента прикрепляем ссылку на ЕКП, чтобы вы всё могли проверить самостоятельно.


Попробовать вы, конечно, можете, но вот турниров для этого занятия будет, прямо скажем, маловато. Всего на 2021-й в ЕКП зарегистрировано семь соревнований:


  • Два Кубка России по файтингам


Не указано, какие именно это будут дисциплины. Однако разница между турнирами примерно в месяц может намекать на то, что это просто два этапа одного соревнования, внесённые в ЕКП ради большего масштаба.


  • Два Чемпионата России


Отборочный этап и финальная часть в Москве, как и в прошлом случае, зарегистрированы отдельно, видимо, для отчётности.


  • Студенческая лига


Тоже от ФКС России, да. Уже не удивляемся.


  • Еще одна лига для общеобразовательных учреждений

Не поверите, но тоже от ФКС России!


  • Киберспортивные игры АССК России


Первое и последнее соревнование в ЕКП, которое проводится не ФКС России (по крайней мере, на бумаге). Если воспользоваться интернетом, становится понятно, что АССК России достаточно давно проводит турниры по всевозможным видам спорта и является очень весомой студенческой организацией.


Но вот загвоздка. Видимо, киберспорт у АССК развит очень плохо. На официальную страничку ВК этого соревнования подписано менее 400 человек. Конечно, это не делает проект менее значимым, но заставляет задуматься, как же он все-таки попал в ЕКП.



Получается, что в 2021 году, по данным Министерства спорта РФ, в России пройдет всего пять турниров, два из которых ради красного словца разделили ещё на два этапа. Даже у таких непопулярных в СНГ дисциплин, как конный спорт или армрестлинг, имеются в ЕКП соревнования со спонсорским брендированием, проводящиеся не общественными организациями, а частными турнирными операторами. Удивительно, что самая современная спортивная дисциплина (то есть набор дисциплин) вдруг стала самой консервативной.


Либо турнирные операторы не видят смысла в ЕКП и не подают заявки на получение официального статуса, либо же ФКС России очень выборочно рассматривает подобные инициативы, отдавая предпочтение своим проектам. И это понятно, но вот развитию киберспорта в стране, тем более любительского, не способствует вообще.


Да, к турнирам от ФКС России почти нет вопросов, но сейчас всё выглядит так, будто они просто хотят монополизировать рынок любительских состязаний. А это явно уменьшит потенциальное число соревнований в нашей стране.


В заключение можно сказать, что сейчас любительский киберспорт находится на неплохом уровне. Заслуг государства пока в этом мало (ведь ФКС никакого отношения к государству не имеет). Станет ли этих заслуг больше в дальнейшем? Вряд ли. Но ведь киберспорт прекрасно развивался и сам, возможно, нашей индустрии другого и не нужно.


Просмотров: 4
ESS Solutions

Санкт-Петербург

ESportSolutions © 2021